Трудовое воспитание — совершаясь главным образом в процессе общественного труда, Трудовое воспитание в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений общества. При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью.
В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд — привилегией эксплуататоров. Поэтому Трудовое воспитание имело крайне односторонний и уродливый характер. Система воспитательных мероприятий со стороны господствующих классов была в конечном счете направлена на воспитание у трудящихся покорности эксплуататору, на внушение им, что судьба эксплуатируемых — нести бремя труда.
В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд — привилегией эксплуататоров. Поэтому Трудовое воспитание имело крайне односторонний и уродливый характер. Система воспитательных мероприятий со стороны господствующих классов была в конечном счете направлена на воспитание у трудящихся покорности эксплуататору, на внушение им, что судьба эксплуатируемых — нести бремя труда.
Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости одинакового трудового воспитания всех членов общества (Т. Мор, Т. Кампанелла, Руссо, И. Песталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушинский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Трудового воспитания в формировании всесторонне развитой личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали роль и значение производительного труда в формировании моральных качеств личности.
Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом обществе Трудовое воспитание есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на развитие коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности.
Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспитание чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине; вытравливание частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству.
В #СССР Трудовое воспитание осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования на основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, систематическое повышение квалификации работников.
В #СССР Трудовое воспитание осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования на основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, систематическое повышение квалификации работников.