После Великого Октября скульптура в нашей стране стала одним из ведущих видов изобразительного искусства. Уже в 1918 г. В. И. Ленин выдвинул план «монументальной пропаганды». Целью этого плана, по мысли Ленина, было создание в разных городах Советской страны монументов и мемориальных досок, в статуях и рельефах увековечивающих образы борцов за свободу и счастье человечества. Предполагалось создание памятников Марксу и Энгельсу, Марату и Робеспьеру, Чернышевскому и Радищеву, Лермонтову и Белинскому, Пушкину и Шевченко.
Этот грандиозный план, так же как и пламенные речи Ильича на открытии первых памятников в 1918— 1919 гг., наметил основные задачи, стоящие перед скульпторами.
В первые годы после революции, в период гражданской войны не было возможности делать памятники из твердых дорогих материалов. Поэтому памятники того времени почти не сохранились. В 20-х гг. с переходом к мирной жизни скульптура стала успешно развиваться. Одним из крупнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Этот талантливый художник откликнулся на призыв Коммунистической партии и создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник А. Н. Островскому стал неотъемлемой частью Театральной площади. Тяжеловесно и спокойно на гранитном постаменте сидит, склонив упрямую голову, беспощадный разоблачитель «темного царства». В неторопливых пальцах правой руки зажат карандаш. Ничего не ускользнет от его внимательного взгляда.
Лучшие силы своего таланта Н. А. Андреев отдал начатой еще в 1919 г. «Лениниане» — галерее скульптурных портретов Ильича. Блестяще выполненные, очень живые, остро выразительные, эти портреты, в большинстве своем сделанные с натуры, изображают Ленина в самые различные моменты жизни. Вот Ильич слушает, чуть прищурившись и склонив голову набок, вот он что-то обдумывает, оторвавшись на миг от рукописи, вот он сосредоточенно пишет. «Лениниана» завершается исполненной уже после смерти Ленина мраморной полуфигурой «Ленин-вождь». Это — одно из лучших монументальных изображений вождя революции. Простота и ясность формы, яркое воплощение образа и тонкое чувство материала — основные черты творчества Н. А. Андреева-скульптора.
В 20-е гг. развивается творчество И. Д. Иванова, широко известного под псевдонимом Шадр.
В 1927 г. на ЗАГЭС в Закавказье был открыт величественный памятник В. И. Ленину работы Шадра. Великолепная фигура вождя как бы утверждала начало реализации грандиозного плана электрификации страны. Творчество Шадра отличается революционной романтикой и подлинным демократизмом. Хорошо известны его скульптурные портреты «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», «Красноармеец», многократно репродуцировавшиеся и печатавшиеся на денежных знаках, марках и облигациях того времени.
Одна из лучших работ художника — чрезвычайно выразительная, насыщенная пафосом революционной борьбы скульптура «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 г.». Незабываемо волевое, напряженное лицо рабочего, могучим движением выворачивающего из мостовой камень, чтобы с ним в руках защищать революцию.
О новой роли скульптуры говорит и сооружение многочисленных памятников — Тимирязеву в Москве работы С. Д. Меркулова, Володарскому в Ленинграде — М. Г. Манизера и других, такие произведения начала 30-х гг., как «Часовой» Л. В. Шервуда. Эта фигура, являясь подлинно реалистическим и живым образом красноармейца, в то же время стала символом обороны страны.
В 30-е гг. советская скульптура охватывает широкий круг тем и образов строящегося социалистического общества. Ведущую роль продолжает играть монументальная скульптура, которая все более тесно связывается с архитектурой и строительством. Московское метро, канал им. Москвы, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, павильоны на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке, множество новостроек — примеры нового соединения архитектуры и скульптуры 30-х гг.
Одно из наиболее значительных произведений этих лет—скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», венчавшая советский павильон на Международной выставке в Париже. Выполненные из сверкающей нержавеющей стали, эти фигуры подняли на небывалую высоту простого человека, показали его подлинным хозяином и творцом своей жизни. Превосходны декоративные качества группы. Ее силуэт с любой точки зрения предельно выразителен. «Рабочий и колхозница» Мухиной — это своеобразный гимн революции, свободе и счастью человека.
В 30-е гг. широко развернулось творчество М. Г. Манизера. Скульптор создал многочисленные памятники в разных городах страны: «Жертвам 9 января 1905 г.» под Ленинградом, В. И. Ленину в Петрозаводске и Ульяновске, В. И. Чапаеву в г. Куйбышеве, Т. Г. Шевченко в Харькове, Киеве и Каневе.
Работам Манизера всегда присущи ясность мысли, четкость выражения идеи. Особенно удачна скорбная фигура Катерины в многофигурной композиции памятника Т. Г. Шевченко (Харьков) и проникнутый революционным пафосом памятник В. И. Ленину в Ульяновске.
В эти годы скульптор С. Д. Меркулов создает монументальные фигуры Ленина и Сталина для канала Москва—Волга, памятники С. Шаумяну в Ереване, многофигурную композицию «Расстрел 26 бакинских комиссаров».
В 1938 г. в Ленинграде был открыт памятник С. М. Кирову, выполненный Н. В. Томским. Скульптору удалось создать образ коммуниста-трибуна, простого и самоотверженного бойца за счастье народа. В широком открытом жесте, в свободном шаге Кирова, в его решительном и добром лице чувствуется огромное обаяние предводителя народных масс, друга и вождя трудящихся. Памятник отлично скомпонован, фигура увязана с гранитным постаментом и окружающими зданиями. В этой работе ясно выражены основные черты творческого лица Н. В. Томского: большая человечность, реалистическая правдивость и лаконическая простота, свойственные его лучшим произведениям.
В 30-е гг. советская действительность, выявляя внутреннее богатство человеческой личности, дала небывалый простор скульпторам-портретистам, изображающим вождей и ученых, рабочих и колхозников, героев труда и деятелей культуры.
Слияние общественных идей и личных интересов — эта черта нового человека становится основной темой, которую стремятся выразить В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Д. П. Шварц, 3. М. Виленский, 3. И. Азгур в скульптурных портретах своих современников.
В эпоху Великой Отечественной войны и послевоенные годы почти все скульпторы участвовали в создании галереи портретов прославленных полководцев и рядовых героев-бойцов.
Многие, как, например, И. Г. Першудчев, делали портреты прямо с натуры в фронтовой обстановке. Прекрасные военные портреты, раскрывающие волю и мужество советских людей, создала В. И. Мухина.
Очень выразителен портрет полковника Юсупова. Повязка и шрамы, изуродовавшие лицо героя, не делают его безобразным. Напротив, эти следы перенесенных страданий только усиливают обаятельность образа мужественного советского воина.
В это же время возникает и новый жанр скульптурного монументального портрета, связанный с постановлениями правительства об установке скульптурных бюстов Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда на родине награжденных. В этот период популярность завоевали монументальные, богато декорированные бюсты героев Отечественной войны работы скульптора Е. В. Вучетича.
Большой известностью пользуется созданный Вучетичем в послевоенный период ансамбль в берлинском Трептов-парке. Он посвящен памяти бойцов, павших в боях за освобождение народов Европы от ига фашизма, и венчается грандиозной фигурой бойца-освободителя, с мужественной лаской прижимающего к себе ребенка.
Много и плодотворно работает в области монументального портрета и Н. В. Томский. Особенно интересен портрет М. Г. Горяева, выполненный Томским в черном базальте. Автор очень тонко использовал возможности обработки материала, создав неповторимый образ молодого героя, почти юноши с припухшими губами и мягким овалом лица, сквозь нежные черты которого просвечивает железная воля и несокрушимая уверенность в правоте дела, за которое он сражается.
Интересная галерея монументальных психологически ярких портретов создана также белорусским скульптором 3. И. Азгуром.
В послевоенные годы возобновилось сооружение памятников выдающимся деятелям Советского государства и Коммунистической партии, ученым, писателям, полководцам, художникам и музыкантам, прерванное в период Великой Отечественной войны.
В 1951 г. был открыт памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала в Москве, созданный по проекту покойного И. Д. Шадра бригадой скульпторов, возглавляемой В. И. Мухиной. Той же группой авторов был сооружен памятник великому пролетарскому писателю в г. Горьком.
По проекту Н. В. Томского установлены памятники Н. В. Гоголю и М. В. Ломоносову в Москве и И. Д. Черняховскому в г. Вильнюсе. Энергичная, мужественная фигура советского полководца в развивающейся плащ-палатке возвышается на постаменте, напоминающем башню боевого танка.
В послевоенные годы в ряды монументалистов вошел известный ранее главным образом как скульптор-керамист С. М. Орлов. Совместно с Н. Л. Штаммом и А. И. Антроповым Орлов создал в 1954 г. памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Величаво и торжественно восседает Долгорукий на могучем коне. Облик древнего князя органически слился с величественной перспективой города, заложенного им более восьми столетий назад. Фигура прекрасно вылеплена и, несмотря на обилие деталей, оставляет очень цельное и законченное впечатление.
С. М. Орлова не случайно привлекают герои русской старины. В их образах он умеет увидеть не только историческое своеобразие минувшей эпохи, но и те черты русского народа, которые породили героев столетия назад и рождают их на наших глазах —при освоении целины, в арктических экспедициях, в трудовых подвигах.
Скульптуру А. П. Кибальникова отличают могучий темперамент, выразительность скульптурных решений и строгость композиции. Все эти качества мастера ярко проявились в прекрасном памятнике В. В. Маяковскому, установленном в Москве и заслужившем высшую награду — Ленинскую премию.
Среди наиболее удачных произведений монументального жанра послевоенного периода следует отметить памятник П. И. Чайковскому работы В. И. Мухиной в Москве, памятник Н. Г. Чернышевскому ленинградского скульптора В. В. Лишева, памятник А. С. Пушкину в Ленинграде, исполненный молодым скульптором М. К. Аникушиным, памятник Ф. Э. Дзержинскому Е. В. Вучетича и другие.
Очень интересно развивается творчество старейшего русского скульптора С. Т. Коненкова. Несмотря на преклонный возраст, С. Т. Коненков работает с неослабевающей энергией. Круг тем, входящих в его творчество, чрезвычайно широк: тут и сказочные персонажи, рожденные народной фантазией (лесовички, лешии), и изумительные по пластическому решению женские фигуры, и бесконечное разнообразие портретов.
Влюбленный в материал, с которым он работает, С. Т. Коненков создал из дерева и камня неповторимый мир образов, словно оживших под его руками. Истинный патриот своей социалистической Родины, С. Т. Коненков любовно изображает лучших людей эпохи — колхозников, ученых, писателей и воинов. Старейший скульптор — лауреат Ленинской премии, один из активных борцов за мир во всем мире.
Тема борьбы за мир против угрозы новой войны за последние годы приобрела в работах советских скульпторов особое значение. Ей посвящены многочисленные произведения и совсем молодых авторов, например С. К. Фивейского, и таких ветеранов скульптуры, как С. Т. Коненков.
Обобщением стремлений всего советского народа к миру звучит незабываемая композиция «Требуем мира», созданная бригадой скульпторов во главе с В. И. Мухиной.
Женщина с голубем в протянутой руке символически выражает чаяния всех людей доброй воли.
Достижения скульптуры отражают успехи советского народа в строительстве коммунизма, показывают всему миру, чем живут и о чем мечтают народы Советского Союза.