Поделись с товарищами

Вьетнам

Нa крайнем юго-востоке Азии, в восточной части п-ова Индокитай, есть прекрасная страна. Называется она Вьетнам. Начинаясь сразу за северным тропиком, она тянется к югу больше чем на 1,5 тыс. км. А ширина ее во многих местах не достигает и 100 км. Лишь на крайнем севере и на юге полоса земли, тянущаяся вдоль берега Южно-Китайского моря, расширяется. Здесь находятся дельты крупных рек Индокитая: Красной (Хонгха) — на севере, Меконга — на юге. На илистых равнинах дельт вызревает почти весь рис, производимый в стране; здесь живет большая часть населения и сосредоточены почти все промышленные предприятия.
Вьетнамский народ сравнивает свою страну с «гань» (бамбуковым коромыслом), на концах которого носят корзины риса. Но вот уже несколько лет коромысло это надпилено: несколько южнее 17-й параллели проходит демаркационная линия; она отделяет Демократическую Республику Вьетнам, строящую социализм, от Южного Вьетнама, где хозяйничают предатели, которым помогают американские империалисты.
Климат во Вьетнаме тропический. Летний муссон приносит с собой непрерывные проливные дожди. Зимой стоит сухая безоблачная погода, почти такая же теплая, как и летом.
Сильно изрезанные горы занимают четыре пятых страны, они покрыты густым влажным тропическим лесом. В этом лесу растут дикие бананы, пальмы, похожие на них древовидные папоротники; деревья перевиты лианами. В горах к тропической растительности примешиваются хвойные породы и широколиственные деревья, сбрасывающие листву в сухой сезон. И везде растет много бамбука.
Лишь одну пятую страны занимают приморские равнины и долины крупных рек, но именно они удобнее всего для земледелия. Здесь почти вся земля возделана прежде всего под рис, а также под каучуковые, кофейные, чайные плантации. Большие участки заняты пальмовыми рощами и сахарным тростником.
Богатства этой прекрасной и густо заселенной страны издавна привлекали к себе хищные взгляды колонизаторов. Во второй половине XIX в. французский империализм постепенно превратил ее в свою колонию. Вьетнамский народ не смирился с этим — одновременно с проникновением французов началось и сопротивление им. Борьба вьетнамского народа за свое освобождение особенно усилилась после 1917 г., когда в страну дошли вести о Великой Октябрьской революции. В 1930 г. из ряда отдельных кружков и групп сложилась Коммунистическая партия Индокитая, которая в 1951 г. была переименована в Партию трудящихся Вьетнама. В 1930—1931 гг. в стране происходил мощный революционный подъем, вспыхивали восстания, в некоторых провинциях организовывались Советы депутатов трудящихся. Однако это народное движение было жестоко подавлено.
В 1940 г. Вьетнам оккупировала империалистическая Япония. В огне партизанской борьбы с японскими захватчиками постепенно создавалась Народная армия Вьетнама и органы народной власти. В августе 1945 г. вьетнамский народ совершил революцию. А 2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Но вскоре в страну стали прибывать английские и гоминьдановские войска, а за их спинами высаживались и французские. На словах Франция признала независимость новой республики и заявила, что ее войска уйдут после эвакуации японских пленных. На деле же готовилось вероломное нападение на Вьетнам. 23 сентября 1945 г. империалисты начали военные действия на юге Вьетнама, а 19 декабря 1946 г. они развернули наступление по всей стране. Началась длительная и тяжелая война вьетнамского народа против колонизаторов. Под руководством Партии трудящихся Вьетнама и при поддержке других миролюбивых стран народ одерживал победу за победой. В 1954 г. Народная армия Вьетнама одержала крупную победу: был взят форт Диенбиен-фу — основная опорная база французских империалистов на севере страны.
Восемь лет французские колонизаторы при поддержке империалистов США пытались сломить волю вьетнамского народа к свободе, но это им не удалось.
В 1954 г. в Женеве состоялось совещание министров иностранных дел СССР, Китайской Народной Республики, США, Англии, Франции и ряда других государств. На совещании было подписано соглашение о прекращении войны в Индокитае.
По этому соглашению была установлена временная демаркационная (разграничительная) линия между Северным и Южным Вьетнамом по р. Бен-Хай, близ 17-й параллели. Соглашение предусматривало, что в июле 1956 г. во всем Вьетнаме будут проведены выборы парламента и обе части страны объединятся в одно государство. Но южновьетнамские власти при содействии США сорвали выборы и до сих пор противятся объединению страны.
На Севере, в Демократической Республике Вьетнам, под руководством Партии трудящихся народ начал строить социализм. В Южном Вьетнаме власть принадлежит помещикам и капиталистам, которые проводят реакционную политику. Американские империалисты создают в Южном Вьетнаме свои военные базы.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ.

В Демократической Республике Вьетнам живет 16 млн. человек. Большая часть населения сосредоточена в дельте Красной реки. Это один из самых густонаселенных районов в мире — плотность населения здесь 700 человек на 1 км2. В древности на месте дельты был морской залив, усеянный мелкими островами. Река заполнила его своими отложениями и образовала плоскую плодородную равнину. Земля здесь разделена на множество аккуратных прямоугольников — рисовых полей. Большую часть года поля затоплены водой, и проехать можно только по дамбам-насыпям, отделяющим один массив полей от другого. Мелкие участки разделяются глинобитными «валиками, на них проложены пешеходные тропинки.
По равнине разбросано много деревень; между ними густая сеть каналов и протоков. Дома скрываются в зелени фруктовых деревьев, пальм и живых изгородей из бамбука, так что селения выглядят как рощи. По берегам каналов и протоков тут и там поднимаются островерхие горы, бывшие некогда островами. Из селений открывается сказочный вид: самих каналов не видно, и кажется, что джонки с красными парусами плывут среди живописных скал прямо по желто-зеленым колосьям риса.
Улицы в селениях очень узкие, дома повернуты к улицам глухими стенами, без окон. Жилой дом и другие постройки — кухня, хлев, амбар — подковой окружают внутренний двор. Он вымощен кирпичом или залит цементом. Во дворе делают все, что нужно для хозяйства, здесь же молотят и рис.
Внутреннее убранство крестьянского дома простое: деревянные кровати (лежанки без спинок) застланы циновками и завешены сеткой от москитов, висит веревочный гамак, иногда стоят стол и пара скамеек. Чаще, однако, сидят не на скамьях, а на тех же лежанках, поджав ноги под себя. Едят вьетнамцы, как и китайцы, палочками, в основном рис, овощи с приправой из рыбы, крабов и креветок. Из рыбы или крабов делают также соус «нуок-мам», похожий на килечный рассол, — без него не обходится ни один обед. Рыбу, крабов, рачков ловят не только в реках и море, но и на залитых водой полях.
Земли на человека приходится в дельте мало, но высокое плодородие почвы позволяет снимать два урожая в год. Рис вьетнамцы не сеют прямо на поля, а сперва выращивают рассаду на небольших участках близ дома. Поле пашут, боронят, снова пашут, разминают комья земли, а затем с помощью насоса или ручного черпака заливают водой. После такой подготовки пашни высаживают подросшую рассаду в поле.
В прошлом почти вся земля в стране принадлежала помещикам, кулакам и французским колонизаторам. В самые урожайные годы крестьянин с трудом мог прожить от жатвы до жатвы, так как большая часть зерна шла на оплату аренды. Даже небольшие засухи и неурожаи несли голодную смерть тысячам семей.
Теперь в Демократической Республике Вьетнам строится социализм. Земля здесь принадлежит крестьянам, которые объединились в кооперативы. Применяются удобрения; ученые и передовики сельского хозяйства разработали новые методы посадки и ухода за рисом. Все это удвоило и даже утроило урожаи.
В дельте Красной реки сооружается много новых каналов, защитных дамб, обводняются пустоши, осушаются болота. В каждой деревне идет стройка. Строятся дома, школы, клубы. Возникают и новые отношения между людьми, новая культура. Демократическая Республика Вьетнам становится страной сплошной грамотности, а когда в стране господствовали французские колонизаторы, 90% населения было неграмотным.
Там, где Красная река только начинает ветвиться на рукава, на правом берегу ее, стоит г. Ханой — столица Демократической Республики Вьетнам. Это не только административный, но и политический, культурный, хозяйственный центр страны. В нем живет около 650 тыс. человек. Здесь находится новый машиностроительный завод, много текстильных и пищевых фабрик, университет и другие высшие учебные заведения, научные учреждения.
Улицы в большей части Ханоя ровные, прямые, широкие. Они обсажены деревьями с раскидистыми кронами. Лишь в самой старой части города преобладают узенькие, кривые, лишенные зелени переулки; в них очень много ремесленных мастерских — кожевенных, портняжных, кузнечных. Ремесленники в своих мастерских и живут, и работают, и торгуют. Продукция кооперированной кустарной промышленности Ханоя занимает важное место в экономике страны.
В новой части города почти все дома — светлые и просторные особняки, окруженные зеленью. Раньше здесь жили колониальные чиновники, теперь дома принадлежат тем, кто их строил, — трудовому народу Ханоя. Очень украшают город многочисленные озера. По их берегам разбиты парки или сооружены красивые набережные. На озерах в вечерние часы ханойцы катаются на лодках, удят рыбу.
Главный транспорт в Ханое — велосипед, хотя здесь есть трамваи и много автомобилей. Немало в городе и велорикш—местных такси. Пассажир такого такси сидит на трехколесном велосипеде в удобном кресле перед возницей.
На северной окраине города особенно красиво, просторно и тихо. В этом районе мало прохожих, почти нет жилых домов и магазинов. Здесь расположены правительственные учреждения ДРВ, посольства дружественных стран — республика поддерживает дипломатические отношения со всеми социалистическими странами и с рядом государств Азии, Африки и Латинской Америки.
В большом парке находится дворец президента. Неподалеку, у небольшого пруда, высится древняя пагода. К парку прилегает большая круглая площадь с трибунами. Это место священно для каждого вьетнамца — здесь 2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам.
Линия железной дороги и шоссе ведут из Ханоя к морю, туда, где в устье одного из рукавов Красной реки расположился портовый город Хайфон. В Хайфоне нет древних памятников. Еще в конце прошлого века он был простой рыбацкой деревушкой. Но у этого города есть свои традиции — его портовый пролетариат всегда был во Вьетнаме авангардом рабочего класса.
Самое крупное предприятие в городе — цементный завод. Он имеет большое значение для страны — цемент нужен для ее новостроек. В Хайфоне немало и других промышленных предприятий, причем большая часть их построена недавно, при братской помощи других социалистических стран. Рыбоконсервная фабрика оснащена советским оборудованием, рисоочистительная фабрика построена с помощью Народного Китая, на верфи работают польские специалисты. Трудящиеся Вьетнама вносят вклад в экономическое сотрудничество социалистических стран. Через порт Хайфон в эти страны вывозится продукция легкой промышленности — швейные и плетеные изделия, консервы, фрукты, кофе, ценная древесина из тропических лесов.
Восточнее Хайфона лежит залив Алонг. Вьетнамцы гордятся красотой этого залива — волны, подмывая известковые скалы, придали им самые причудливые очертания. Одни скалы похожи на корабли, другие — на лягушек, есть даже естественные арки, под которыми можно проплыть на катере. На скалах лепятся кусты и деревья, а в обрывах островков открываются отверстия пещер. Они в непогоду служат убежищем для рыбаков.
У берегов встречаются плавучие деревни, они не владеют ни одним гектаром суши: такая деревня состоит из нескольких сот лодок, которые заменяют рыбакам дома. Народная власть организует рыбаков в кооперативы и предоставляет им более удобные жилища на суше.
На берегах залива расположена сокровищница вьетнамской земли — Хонгайский горнорудный район. Горы здесь изобилуют месторождениями прекрасной железной руды, цинка и других цветных металлов. Но главное богатство этих мест — уголь.
Основные залежи угля расположены в окрестностях портового города Хонгай. Добыча угля ведется здесь уже давно. Земля изрыта громадными воронками, похожими на кратеры вулканов, но вырыли их люди. В наши дни добыча угля ведется открытым способом с помощью машин: сначала удаляют горные породы, покрывающие пласт угля, затем выбирают уголь и грузят его на самосвалы. Мощные бульдозеры, экскаваторы, самосвалы изготовлены для Хон-гая в братских социалистических странах: СССР, ГДР, Чехословакии.
Неузнаваемо изменился за годы народной власти быт горняков Хонгая. Раньше они жили в бараках, где в каждой комнате ютилось по 20—30 человек, нары стояли в несколько этажей. В этих бараках живут до сих пор, но они отремонтированы, и каждая семья занимает 2—3 комнаты. Большинство же горняков живет в аккуратных, прохладных, хорошо вентилируемых новых домиках.
В Хонгайском порту можно видеть суда под советским, китайским, японским флагами. Все они приходят сюда на бункеровку, т. е. на погрузку, угля. Промышленность страны потребляет много хонгайского угля, но еще больше Вьетнам вывозит в другие страны. Баржи, груженные топливом, день за днем уходят из порта по заливу Алонг, а затем вверх по Красной реке в другие районы страны.
Вьетнам — многонациональная страна. Более 80% ее населения собственно вьетнамцы, иначе называемые «кинь» Они живут в равнинных районах. А в лесистых горах Демократической Республики Вьетнам несколько десятков небольших народов. Одни из них насчитывают сотни тысяч, другие — сотни человек. У каждого из народов свой язык, свои особенности в одежде и обычаях. В годы колониального режима народы эти угнетались и французскими властями, и местными феодалами. Теперь они стали равноправными членами многонационального государства.
Из районов, населенных национальными меньшинствами, образовано несколько автономных областей. Самая гористая, наиболее отсталая в прошлом область—Тхай-Мео; она населена народами тхай и мео (мяо). Кроме них, здесь живет еще свыше десятка других, более малочисленных народов. Иногда в одной деревне живут представители трех разных народов, но бывает и так, что пять соседних деревень принадлежат пяти разным народам.
Тхай чаще всего селятся в речных долинах. На склонах холмов они устраивают террасы и сеют рис. Выше, по склонам гор, живут другие народы — пуок, яо, уни. Здесь уже нет поливных полей и возделывается более грубый сорт риса, который может расти на сухой земле. Выращивают здесь также кукурузу, ананасы и разные корнеплоды. Чтобы расчистить место для посева, вырубают и выжигают участки джунглей. Дома сделаны из бамбука, чаще всего их строят на сваях для защиты обитателей домов от тигров, змей, скорпионов, пиявок, которыми кишит тропический лес.
В наиболее труднодоступных горных районах живут мео. Они строят свои плетеные и крытые соломой дома прямо на земле; возделывают мео кукурузу и мак.
На горных пастбищах и по долинам рек горцы пасут стада одомашненных буйволов. Эти животные очень похожи на своих диких собратьев, а местные свиньи почти ничем не отличаются от диких кабанов.
Немалое место в жизни горцев занимает охота. Они охотятся на оленей и других диких животных, в том числе и на обезьян, которые наносят здесь большой ущерб полям и садам. К тому же обезьянье мясо считается лакомым блюдом. Но этих животных стараются поймать живыми. Государство дорого платит за них: обезьян вывозят в другие страны, где они попадают в зоопарки, специальные питомники и медицинские институты. Охотники-специалисты отлавливают для экспорта и змей.
В горных ручьях местные жители ловят рыбу. Иногда ее бьют с берега острогой. Раньше устраивали запруды и бросали в них стебли растений, сок которых ядовит для рыб, но безвреден для человека. Отравленную и всплывшую на поверхность рыбу собирали руками. Теперь в таких запрудах рыбу разводят искусственно.
В течение веков местные феодалы и иноземные поработители натравливали один горный народ на другой. В горных ущельях Тхай-Мео были постоянные междоусобицы, кровная месть, устраивались засады, разгорались битвы. В большинстве горных народов не было ни одного грамотного человека.
Народная власть принесла на высокогорья новую жизнь. Враждовавшие прежде народы и племена сейчас мирно живут бок о бок и трудятся в одних сельскохозяйственных кооперативах. Народы, скрывавшиеся раньше от колонизаторов в самых недоступных уголках джунглей, теперь переселились ближе к дорогам и городам. Они получили возможность вести хозяйство более производительно и обменивать его продукцию на промышленные товары.
Правительство Демократической Республики Вьетнам оказывает большую помощь отсталым горным народам. Тем, у кого во время войны вражеская авиация погубила стада, дается скот. Другим выдаются бесплатно семена.
Даже в самых дальних горных деревушках теперь есть школы, и в школах этих учат грамоте на родном языке. Расцвело песенное и танцевальное искусство малых народов Тхай-Мео, оно стало популярным во всей стране. Зарождается и художественная литература.

ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ

Резко отличается от Демократической Республики Вьетнам южная часть страны. Контраст этот тем разительнее, что в природе и населении особой разницы между югом и севером нет. Дельта Меконга мало чем отличается от дельты Красной реки. Здесь почти та же природа, те же леса и горы, почти такой же климат.
Главный город Южного Вьетнама — Сайгон. В нем и в его пригороде Тёлоне, населенном преимущественно китайцами, свыше 1 млн. жителей.
В Южном Вьетнаме живет около 14 млн. человек. Плотность и национальный состав населения здесь примерно те же, что и в Северном Вьетнаме. Но в Южном Вьетнаме много китайцев среди городского населения и камбоджийцев (кхмеров) среди сельского.
Однако жизнь трудящихся на юге страны совершенно иная. Пролетариат в Южном Вьетнаме живет в тисках безработицы и нужды. Промышленность там не только не развивается, но и приходит в упадок. Многие фабрики закрываются, не выдержав конкуренции с привозными товарами, а рабочие их оказываются на улице. Безземельные крестьяне находятся в вечной долговой кабале у помещиков и ростовщиков, чьи земли они обрабатывают.
Американские войска ведут в Южном Вьетнаме необъявленную войну против вьетнамских патриотов, борющихся за независимость своей страны.
Народ Вьетнама твердо верит, что демаркационная линия не вечно будет разрезать живое тело родины. Демократическая Республика Вьетнам уверенно идет к социализму, а Южный Вьетнам рано или поздно воссоединится с ней и пойдет по тому же пути.



Вьетнам — С. А. Арутюнов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...