Пережитки (моральные) — остатки досоциалистических нравов, привычек и взглядов, проявляющиеся в поступках и в отношениях между людьми, исторически унаследованные от эксплуататорского общества (капиталистического, а также феодального), противоречащие принципам коммунистической нравственности.
Проявлениями Пережитков являются такие нарушения норм общественной морали, как эгоизм, пренебрежение личности к интересам социалистического общества, воровство, взяточничество, кумовство, угодничество, тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия и другого рода проявления нечестности; бесчеловечное отношение к людям (человеконенавистничество, грубость, месть, клевета, вероломство, высокомерие, цинизм); различные формы общественной пассивности и равнодушия к коммунистическим идеалам (нигилизм, безыдейность, безответственность, формализм в исполнении общественных обязанностей) и, как следствие этого,лицемерие, ханжество, «двойное» существование — «для себя» и «для других».
Крайняя форма выражения моральных Пережитков — нарушение норм социалистического права, преступность. Оборотной стороной таких, ненормальных для социалистического строя, отношений между личностью и обществом является пренебрежение интересами личности и ее всестороннего развития: проявления невнимания коллективов и организаций к материальным и духовным запросам людей, казенно-бюрократическое отношение к их нуждам, к общественной инициативе; нарушения принципов социалистического демократизма и гуманизма, нежелание отдельных руководителей считаться с мнением рядовых членов коллектива, стремление поставить себя над ними, подавить критику и самокритику, беспринципное делячество.
Все эти формы поведения и мотивов, противоречащие коммунистической нравственности, с одной стороны, уже не соответствуют новым социальным условиям, противоречат природе и осн. тенденциям развития социалистического об-ва, но, с др. стороны, еще находят себе почву в противоречивом характере развития общественного бытия и сознания (в экономических трудностях, в существовании устаревших, консервативных форм общения, в недостатках идейно-организационной работы, в отдельных нарушениях политической линии партии), а также связаны с существованием капиталистической системы и влиянием, оказываемым буржуазной пропагандой на сознание наиболее отсталой части населения социалистических стран.
Преодоление Пережитков прошлого в морали идет по двум линиям.
Крайняя форма выражения моральных Пережитков — нарушение норм социалистического права, преступность. Оборотной стороной таких, ненормальных для социалистического строя, отношений между личностью и обществом является пренебрежение интересами личности и ее всестороннего развития: проявления невнимания коллективов и организаций к материальным и духовным запросам людей, казенно-бюрократическое отношение к их нуждам, к общественной инициативе; нарушения принципов социалистического демократизма и гуманизма, нежелание отдельных руководителей считаться с мнением рядовых членов коллектива, стремление поставить себя над ними, подавить критику и самокритику, беспринципное делячество.
Все эти формы поведения и мотивов, противоречащие коммунистической нравственности, с одной стороны, уже не соответствуют новым социальным условиям, противоречат природе и осн. тенденциям развития социалистического об-ва, но, с др. стороны, еще находят себе почву в противоречивом характере развития общественного бытия и сознания (в экономических трудностях, в существовании устаревших, консервативных форм общения, в недостатках идейно-организационной работы, в отдельных нарушениях политической линии партии), а также связаны с существованием капиталистической системы и влиянием, оказываемым буржуазной пропагандой на сознание наиболее отсталой части населения социалистических стран.
Преодоление Пережитков прошлого в морали идет по двум линиям.
Во-первых, дальнейшее развитие социалистического производства, перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические приводят к постепенному устранению существующих еще объективных условий сохранения Пережитков собственнической, буржуазной и мелкобуржуазной, а также патриархальной и феодально-байской морали.
Во-вторых, рост сознательности и организованности трудящихся, коммунистическое воспитание под руководством коммунистической партии, выработка научного мировоззрения, глубокой идейности, формирование убеждений, соответствующих требованиям коммунистической морали, означают становление новой, творческой личности, обладающей развитым самосознанием и инициативой, сознающей свое единство с обществом, способной к самоконтролю и самовоспитанию.