Поделись с товарищами

Как приближалась пролетарская революция?


В обстановке, сложившейся в стране непосредственно после свержения царизма, В. И. Ленин считал возможным мирное развитие революции, переход всей власти к пролетариату и беднейшему крестьянству без вооруженного восстания: ведь сила была на стороне народа, на стороне пролетариата и солдат. Буржуазия не могла бы еще тогда прибегнуть к насилию по отношению к массам. И если бы в этих условиях Советы взяли в свои руки всю полноту власти, никто не смог бы этому помешать. Такое мирное перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую больше отвечало интересам всех трудящихся. Оно избавило бы их от кровопролития и жертв, неизбежных при вооруженной борьбе за власть.
Но по вине эсеро-меньшевистских соглашателей, пробравшихся в Советы, события пошли по другому руслу. На сцену выступило Временное правительство, которое очень скоро проявило свою антинародную сущность.
18 апреля (1 мая) 1917 г., когда трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали Первомай, когда над страной особенно горячо звучали требования немедленно прекратить войну, министр иностранных дел Временного правительства Милюков направил «союзникам» ноту. Россия будет продолжать войну до победного конца, заверял он английских и французских капиталистов.
Нота Милюкова вызвала взрыв народного негодования. 20 апреля солдаты и рабочие Петрограда в знак протеста против политики Временного правительства вышли на улицу. На следующий день по призыву большевиков рабочие столицы прекратили работу и устроили стотысячную демонстрацию. «Долой войну!», «Долой Временное правительство!», «Вся власть Советам!» — эти боевые лозунги демонстрантов Петрограда были поддержаны трудящимися многих городов и районов страны.
Падение буржуазного Временного правительства казалось неизбежным. Вновь наступил удобный момент для мирного перехода власти к Советам, тем более что этого требовали широкие народные массы. И снова эсеры и меньшевики, предав трудящихся, спасли буржуазию. В результате сговора между ними два самых ненавистных народу министра, Милюков и Гучков, вышли в отставку, а их место заняли представители от меньшевиков и эсеров. Образовалось новое, так называемое коалиционное (объединенное) Временное правительство, в котором вожаки эсеров и меньшевиков творили антинародные дела вместе с представителями контрреволюционной буржуазии.
Новое правительство продолжало старую политику — политику войны, голода, разорения. Недовольство народа усиливалось с каждым днем. Во всех промышленных районах России происходили непрерывные забастовки рабочих. Нарастали крестьянские волнения. К июлю 1917 г. уже 43 губернии были охвачены крестьянским движением. Усиливалось революционное брожение в армии.
На 18 июня 1917 г. было намечено наступление на германском фронте. По замыслу Временного правительства, предстоящий успех русской армии должен был отвлечь трудящихся от мыслей о революции, убедить их в прочности буржуазного правительства. В случае неудачи на фронте Временное правительство рассчитывало возложить всю вину на большевиков, которые вели пропаганду против войны, получить предлог для расправы с революционерами.
К началу наступления меньшевистско-эсеровские лидеры Советов решили приурочить манифестацию (торжественное шествие) петроградских рабочих, рассчитывая, что она пройдет под лозунгом поддержки правительства.

БОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЛОЗУНГИ ИЮНЬСКОЙ ДЕМОНСТРАЦИИ

«Правда», 14 (27) июня 1917 г.
... Мы пишем на своих знаменах:
Долой контрреволюцию!..
Долой «союзных» империалистов, стоящих за спиной организующейся контрреволюции!..
Вся власть Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов!
Да здравствует контроль рабочих над производством и распределением продуктов!
Долой недемократические пункты в декларации прав солдата!
Против расформирования революционных полков!
Против разоружения рабочих!
Да здравствует вооружение всего народа и рабочих прежде всего!
Ни сепаратного мира с Вильгельмом, ни тайных договоров с английскими и французскими капиталистами!
Немедленное опубликование Советом действительно справедливых условий мира!
Против политики наступления!
Хлеба! Мира! Свободы!
... Демонстрация должна стать не просто прогулкой, а политическим смотром сил. Демонстрация должна стать орудием давления со стороны революционного пролетариата и революционных солдат для практического проведения в жизнь их требований.
За работу! Время не ждет!

Но соглашатели просчитались. Июньская демонстрация, в которой участвовало до 500 тыс. человек, показала, что влияние большевистской партии на революционные массы возросло, что народ против политики войны и голода. Подавляющее большинство демонстрантов вышло на улицы с лозунгом: «Вся власть Советам!» Волна демонстраций прокатилась по значительной части страны.
А вскоре стало ясно, что авантюра с наступлением на фронте кончилась полным провалом. Погубив десятки тысяч русских солдат, Временное правительство только озлобило народные массы и ускорило приближение нового кризиса власти.
3 июля началось стихийное движение питерских рабочих и солдат, которые хотели заставить Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов и Петроградский Совет взять власть в свои руки. Во всех районах города шли митинги. Так, на Путиловском заводе в митинге, длившемся 7 часов, приняли участие 25 тыс. человек. Участники митингов выходили на демонстрацию с революционными лозунгами. Первыми на улицы вышли рабочие и солдаты с Выборгской стороны. За ними поднялись путиловцы, матросы Кронштадта. Скоро со всех концов Петрограда к Таврическому дворцу, где размещались ЦИК и Петроградский Совет, потянулись демонстранты. Над колоннами развевались полотнища с надписями: «Вся власть Советам!», «Долой войну!», «Долой десять министров-капиталистов!»
Большевики, считавшие, что восстание еще не подготовлено, стремились придать движению мирный характер. Утром 4 июля Центральный и Петроградский комитеты партии выпустили листовку:
«Товарищи рабочие и солдаты Петрограда!
После того как контрреволюционная буржуазия явно выступила против революции, пусть Всероссийский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов возьмет всю власть в свои руки.
Такова воля революционного населения Петрограда, которое имеет право довести эту свою волю путем мирной и организованной демонстрации до сведения заседающих сейчас исполнительных комитетов Всероссийских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
4 июля в столице развернулась грандиозная демонстрация: на улицы вышло свыше полумиллиона человек. В. И. Ленин приветствовал демонстрантов у здания Центрального Комитета партии, призвав их к выдержке, стойкости и бдительности. Затем демонстранты направились к Таврическому дворцу. Десятки делегаций входили во дворец и требовали, чтобы ЦИК Советов принял решение о взятии Советами власти.
Но руководители ЦИК Советов — эсеры и меньшевики — были озабочены совсем другими делами: за спиной рабочих они сговаривались с правительством о разгроме демонстрации. Временное правительство дало указание командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову «навести в городе порядок» — «очистить Петроград от вооруженных рабочих и солдат», арестовать большевиков. Полным ходом шла мобилизация контрреволюционных сил. С фронта были вызваны верные буржуазному правительству войска.
И вот на Садовой, на Литейном проспекте, на Сенной площади загремели выстрелы. На мирную демонстрацию неожиданно напали юнкерские и офицерские части, налетели казаки с обнаженными шашками. Улицы Петрограда обагрились рабочей кровью. Было убито и ранено около четырехсот человек. Одновременно в рабочих кварталах столицы начались повальные обыски и аресты...
События 4 июля послужили сигналом к началу разгула контрреволюции по всей стране. 7 июля Временное правительство издало специальный приказ об аресте и привлечении к суду Владимира Ильича Ленина «за государственную измену». Вождь революции был вынужден, как и при царе, перейти на нелегальное положение. 9 июля контрреволюция разгромила помещения большевистских комитетов в рабочих районах Петрограда. Погрому подверглись также большевистские организации в Нижнем Новгороде, Киеве, Ростове и в ряде других городов. Многие большевистские газеты были закрыты. На фронте была введена смертная казнь.
Все это означало, что период двоевластия кончился, что Советы, т. е. хозяйничавшие в Советах эсеры и меньшевики, фактически полностью передали власть контрреволюции. А с концом двоевластия, с переходом власти целиком в руки контрреволюционного Временного правительства кончился и период мирного развития революции. Теперь пролетариат мог завоевать власть только путем вооруженного восстания.
В июльские дни революционные массы получили наглядный урок классовой борьбы. Они поняли, в чьих руках находится власть, поняли предательскую тактику меньшевиков и эсеров. «Именно после июльских дней, — писал Ленин, — большинство народа стало быстро переходить на сторону большевиков».
В новой обстановке В. И. Ленин предложил временно снять лозунг «Вся власть Советам!», поскольку, как показали июльские события, Советы с их эсеро-меньшевистским руководством превратились по существу в придаток буржуазного Временного правительства. Разумеется, это вовсе не означало, что большевики отказываются от Советской республики как наиболее целесообразной формы государственного устройства. Речь шла не о Советах вообще, а лишь о Советах того периода, руководимых меньшевиками и эсерами.
Для определения дальнейших путей революции большевистская партия созвала свой VI съезд — съезд боевой подготовки Великого Октября. Съезд проходил в Петрограде 26 июля — 3 августа в полулегальных условиях: газеты сообщали о созыве съезда, но не указывали, где он будет проходить. Сыщики Временного правительства сбились с ног в поисках, но так и не сумели узнать, где же заседает съезд...
В. И. Ленина на съезде не было — партия берегла своего вождя, укрывала в подполье. Но связь большевиков с Ильичем, находившимся тогда в Разливе, неподалеку от Петрограда, не прерывалась. К нему приезжали Дзержинский, Орджоникидзе и связные Центрального Комитета. С ними Ленин передавал большевикам свои указания и советы.

КО ВСЕМ ТРУДЯЩИМСЯ, КО ВСЕМ РАБОЧИМ И СОЛДАТАМ ПЕТРОГРАДА

30 августа (12 сентября) 1917 г.
Контрреволюция надвигается на Петроград. Предатель революции, враг народа, Корнилов ведет на Петроград войска, обманутые им. Вся буржуазия во главе с партией кадетов, которая непрестанно сеяла клевету на рабочих и солдат, теперь приветствует изменника и предателя и готова от всего сердца аплодировать тому, как Корнилов обагрит улицы Петрограда кровью рабочих и революционных солдат, как он руками темных, обманутых им людей задавит пролетарскую, крестьянскую и солдатскую революцию.
... Население Петрограда! На самую решительную борьбу с контрреволюцией зовем мы вас! За Петроградом стоит вся революционная Россия!
Солдаты! Во имя революции—вперед против генерала Корнилова!
Рабочие! Дружными рядами оградите город революции от нападения буржуазной контрреволюции!
Солдаты и рабочие! В братском союзе, спаянные кровью февральских дней, покажите Корниловым, что не Корниловы задавят революцию, а революция сломит и сметет с лица земли попытки буржуазной контрреволюции...
Вы смогли свергнуть царизм, — докажите, что вы не потерпите господства ставленника помещиков и буржуазии — Корнилова.
Центральный Комитет РСДРП (большевиков) Петроградский Комитет РСДРП (большевиков) Военная организация при ЦК РСДРП (большевиков) Центральный Совет фабрично-заводских комитетов Большевистская фракция Цетроградского и Центрального Советов рабочих и солдатских депутатов.

В числе первых вопросов, обсужденных на съезде, был вопрос о том, следует ли Ленину явиться на суд. Некоторые делегаты съезда (в том числе И. В. Сталин) высказывались за возможность явки Владимира Ильича на суд, если «будут даны гарантии его безопасности». Но было ясно, что контрреволюционному правительству доверять нельзя, что враги революции не посчитаются ни с какими обещаниями. Поэтому большинство делегатов голосовали против явки Ильича: они понимали, что вождя революции ожидает не суд, а расправа.
Решения VI съезда вооружали большевиков ясным и четким планом действий. Партия требует, указывали резолюции съезда, чтобы земля была отобрана у помещиков и передана крестьянам, чтобы банки и крупная промышленность были национализированы, чтобы над производством промышленных продуктов и их распределением был установлен рабочий контроль.
VI съезд нацелил рабочий класс на вооруженное восстание, так как было ясно, что теперь пролетариат и беднейшее крестьянство могут взять власть в свои руки только путем насильственного свержения диктатуры буржуазии. Участники съезда обратились ко всем трудящимся, ко всем рабочим, солдатам и крестьянам с призывом готовиться к решающей схватке с контрреволюцией.
А буржуазия тем временем готовила окончательный разгром обессиленных Советов и создание открытой контрреволюционной диктатуры. На роль диктатора прочили генерала Корнилова. 25 августа 1917 г. Корнилов двинул на Петроград конный корпус. Буржуазная контрреволюция предвкушала близкую победу.
Отстоять Петроград — значило отстоять революцию. И по призыву Центрального Комитета большевистской партии трудящиеся столицы, революционные солдаты и матросы дали решительный отпор контрреволюционному генералу. Еще одна авантюра реакции закончилась ее бесславным поражением.
Корниловщина окончательно разоблачила политиков правительственного лагеря. Временное правительство еще раз продемонстрировало, что оно стоит на страже интересов эксплуататорских классов и готово на любые преступления против революции. В то же время стало ясно, что большевистская партия выросла в решающую силу революции, способную разбить любые вылазки контрреволюционеров.
После разгрома корниловского мятежа стало быстро расти влияние большевиков в Советах рабочих и солдатских депутатов. Крестьянская беднота еще теснее сплотилась вокруг большевистской партии. На сторону большевиков стало определенно склоняться и среднее крестьянство, присоединяясь к бедняцкой массе. Запутавшиеся вконец эсеры и меньшевики теряли почву под ногами. Рабочие и крестьяне отзывали из Советов меньшевистских и эсеровских депутатов и заменяли их большевиками.
31 августа Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял большевистскую резолюцию, требующую создания Советского правительства. 5 сентября большевистскую резолюцию с призывом к завоеванию власти революционным пролетариатом и крестьянством принял Московский Совет. Примеру столичных Советов последовали Советы Киева, Харькова, Казани, Минска, Уфы, Самары и других городов.
Это означало, что в важнейших центрах страны Советы стали большевистскими. Поэтому партия вновь написала на своем знамени: «Вся власть Советам!» Этот лозунг был теперь лозунгом вооруженного восстания против реакционного Временного правительства с целью установления диктатуры пролетариата.

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...