Поделись с товарищами

Цейлон

Цейлоном называется и остров, и молодое государство на юге Азии. Земля эта была известна издревле и под разными именами. О богатой самоцветами Тапробане знали еще античные географы. Торговавший слонами Серендиб упоминается у арабов средневековья. Тот же остров, но под названием Силянь был известен древнекитайским мореплавателям. О Силяне же упоминал и слышавший о нем Афанасий Никитин. Цейлон сначала был захвачен португальцами, затем голландцами и англичанами. Независимым он стал лишь в 1948 г.
Природа Цейлона поражала своей роскошью всех приезжавших сюда путешественников, и они не скупились на похвалы чудо-острову. «Изумруд, подвешенный к Индостану». «Райский остров» и будто бы... первое прибежище Адама и Евы на Земле после изгнания их из рая. Об Адаме можно было бы и не упоминать, но без этого не объяснишь, почему одна из красивейших вершин острова названа Адамовым пиком, а гряда коралловых рифов, перегородившая цепью островков и мелей Полкский пролив, — Адамовым Мостом.
Геологически совсем недавно Цейлон был действительно «привешен» к Индостану, точнее, связан с ним настоящим естественным мостом — перешейком на месте теперешнего Адамова «моста». По этому перешейку на остров переселялись животные и проникали растения с Индостанского полуострова. Но затем эта связь оборвалась: перешеек опустился, и Цейлон стал островом.
Три четверти острова — это равнина, словно выстроганная в ходе миллионолетних процессов выравнивания. И только в центре острова возвышается над равниной сравнительно недавно поднятое ступенчатое нагорье с крутыми склонами. Участки выровненных поверхностей этого нагорья лежат на различных уровнях. Разломы и сбросы происходили здесь так недавно, что многие реки еще «спрыгивают» водопадами со сбросовых уступов.
Над верхними плоскогорьями высятся грубо обрубленные вершины, в том числе и пирамидальный Адамов пик. На его вершину совершают восхождения толпы паломников — и буддисты, и индуисты, и мусульмане. Все они стремятся на пик, чтобы поклониться «священной» вмятине на камнях. Буддисты считают ее за след ноги Будды, индуисты — за след бога Шивы, а мусульмане — за печать ступни Адама! Но Адамов пик —не высшая вершина Цейлона. Его высота — 2243 м, а пологая, напоминающая каравай хлеба гора Пидуруталагала, не очень заметно поднимающаяся над плоскогорьями, достигает 2524 м над уровнем моря.
В древнейших породах, слагающих недра нагорья, заключены месторождения самоцветов — рубинов и сапфиров, которыми издавна славится Цейлон, высококачественного графита и слюды.
Остров лежит недалеко от экватора, поэтому и климат здесь жаркий, экваториальный. Азия совсем рядом с островом, и оттуда в сторону Цейлона в зимние месяцы дуют сухие северо-восточные ветры — континентальный муссон. Цейлона он достигает «надышавшись» над Бенгальским заливом влагой, поэтому для севера и востока острова зима — влажный сезон. А летом ветры устремляются с океана в сторону прогретой Азии — это океанический летний муссон. Он поит обильными дождями юго-запад острова. Вершинам нагорья достаются дожди как от того, так и от другого муссона; кроме того, Цейлон орошают поздневесенние и раннеосенние «зенитальные» дожди, названные так потому, что дождевые тучи образуются, когда солнце в зените. В итоге на влажном юго-западе острова за год выпадает около 2000 мм осадков. На более сухом северо-востоке — лишь 1000 мм (весна, лето и осень тут сухие сезоны), а на вершинах нагорья, где дожди бывают круглый год, выливается до 5000 мм осадков.
Цейлон — остров вечного лета. Здесь в любое время года жарко, на низменности температура никогда не бывает ниже +26°, и только на верхних плоскогорьях можно отыскать прохладные места с климатом вечной весны. Именно сюда стремились владевшие островом английские колонизаторы отдыхать от жары. Здесь созданы комфортабельные курорты; наиболее известен из них — Нувара-Элия («Город света»).
В предгорьях и на равнинах природа напоминает роскошные тропические сады с красными дорожками. Но эти дорожки никто не посыпал толченым кирпичом. Тропинки среди чайных плантаций, да и вся почва тоже красная, — это результат характерного для жарких стран «латеритного» (красноземного) почвообразования.
Дождливый юго-запад Цейлона когда-то славился девственными влажно-тропическими лесами. Но уже с 70-х гг. XIX в. эти леса пошли под топор: дебри были расчищены под кофейные плантации. Правда, кофейное дерево на Цейлоне не прижилось, и вскоре все плантации кофе погибли. Они были поражены местным грибком, с которым тогда не умели бороться. Плантаторы насадили на расчищенных склонах чайный куст, и теперь все влажные склоны нагорья вплоть до двухкилометровой высоты — это грандиозная чайная плантация, занятая вечнозеленым, на вид бородавчатым плюшевым ковром. Теперь Цейлон — крупнейший в мире после Индии поставщик чая.
У подножий нагорья чайный ландшафт сменяется культурными лесосадами, повыше — плантациями каучуконоса гевеи, а ниже и ближе к морю — насаждениями высокоствольных кокосовых пальм. Натуральный каучук и продукты, которые дает кокосовая пальма, — важнейшие после чая предметы экспорта с Цейлона.
Юго-запад острова сплошь заселен. На десятки километров во все стороны от столицы Коломбо среди пальмовых садов тянутся города и селения. Совсем другой мир — север и восток острова. Другой не только потому, что это низменность. При взгляде с самолета видно, что равнина здесь сплошь покрыта лесом. Лес невысокий, теряющий листву в сухой сезон. Однако это не девственные джунгли: в древности и даже в средние века большая часть цейлонских равнин была обжита и возделана.
Сингалы, населявшие древний Цейлон, были большими мастерами искусственного орошения. Они создали тысячи водохранилищ, чтобы перехватывать воду у рек, питаемых обильными дождями нагорья и пересекающих засушливую равнину. Одна за другой сменяли друг друга древние столицы Цейлона: Анурадхапура, Сигирия, Полоннарува. До наших дней сохранились среди развалин этих городов замечательные произведения древней архитектуры, скульптуры, красочной настенной живописи. Древнесингальская культура рухнула под натиском воинственных пришельцев из Южного Индостана. Сингалы были оттеснены на юг к нагорью. Северные завоеватели не укоренялись на Цейлоне. Они довольствовались грабежами и возвращались в Индию. Но ирригационные сооружения на равнине были разрушены, а заброшенные поля заросли унылыми чащами сухотропических деревьев. Только бесчисленные водные зеркала — остатки прежних водохранилищ — да руины былых столиц рассказывают об исчезнувшей культуре древних сингалов.
В г. Анурадхапуре еще в 244 г. до н. э. был построен храм Тхупарама-дагоба. Среди руин сингальской столицы Полоннарувы сохранились остатки многих древних храмов, общественных зданий и скульптур. Они были построены в XII в. и отличались гигантскими размерами. Например, храм Ранкот-дагоба высился на 60 м. Длина статуи лежащего Будды — 15 м, а высота стоящего около него любимого ученика Ананды — 7 м. Эти статуи установлены при входе в пещерный храм Галвихара, высеченный в скале. В Британском музее в Лондоне хранится вывезенная колонизаторами с Цейлона бронзовая скульптура богини Патини-Деви. Ее высота равна человеческому росту. Эта статуя отлита в X в. Древние жители Цейлона были искусными и в живописи. Сохранилась замечательная наскальная роспись в Сигирии, сделанная в V в. Она изображает «небесных танцовщиц и певиц».
Для нагорья, куда переселились сингалы, навыки равнинных земледельцев-рисоводов были мало пригодны, и жизнь людей, вынужденно оказавшихся горцами, стала трудной и бедной. Но еще более тяжкой бедой, приведшей к большому упадку хозяйства и культуры цейлонцев, было появление европейских колонизаторов.
В начале XVI в. у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Полтораста лет португальские колонизаторы грабили остров; они вывозили с Цейлона перец, копру, корицу, драгоценные камни. В начале XVII в. на остров стали проникать голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытеснили португальцев. На лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации коричного дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих плантациях.
В конце XVIII — начале XIX в. Цейлон был завоеван англичанами. Новые колонизаторы еще полтора столетия жестоко эксплуатировали народ острова. Завезенные из Индии батраки-тамилы обрабатывали плантации чайного куста, каучуконосов и кокосовой пальмы, а плоды их труда доставались иноземным колонизаторам.
Не раз народ Цейлона поднимался на борьбу против угнетателей, но англичане безжалостно подавляли восстания. Под влиянием Октябрьской революции в России усилилась борьба за свободу и на Цейлоне. В 1919 г. была организована партия Цейлонский национальный конгресс, а в 1935 г. создана Социалистическая партия. Особенно усилилась борьба против колонизаторов после второй мировой войны. Последовательную борьбу за свободу и независимость проводила Коммунистическая партия Цейлона, образованная в 1943 г.
В 1948 г. национально-освободительная борьба народа заставила англичан предоставить Цейлону независимость. На правах доминиона он входит в состав Британского Содружества Наций.
Правительство Цейлона проводит политику нейтралитета, экономического сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. В 1960 г. патриотическим организациям Цейлона удалось создать широкий демократический фронт, который объединяет все слои населения от коммунистов до национальной буржуазии. Благодаря этому единству цейлонского народа были сорваны усилия империалистов и их агентов захватить власть и установить на Цейлоне реакционную диктатуру.
На Цейлоне живет более 9 млн. человек, большинство из них сингалы (свыше 6 млн.), около 2 млн. — выходцы из Индии — тамилы. Торговлей и мореплаванием заняты многочисленные потомки поселенцев-арабов — так называемые мавры. Своеобразна еще одна небольшая группа населения — «бюргеры». Это потомки голландцев, смешавшихся с местным населением.
В лесах восточной части Цейлона живет совсем малочисленное племя веддов — это остатки древнейших коренных обитателей острова.
Жители Цейлона возделывают чайный куст, гевею, кокосовую пальму, рис, добывают графит и самоцветы. Своего риса хватает для прокормления лишь половины цейлонского народа, остальной рис приходится закупать. Английские колонизаторы, владея островом, не заботились об этом и лишь выкачивали с Цейлона его богатства. Теперь Цейлон взялся за раскорчевку джунглей и за восстановление ирригационных систем. Дело это нелегкое и недешевое, но, если полностью возделать северные и восточные равнины, остров может прокормить и 20 млн. жителей.
Есть на Цейлоне и промышленность, но это преимущественно мелкие фабрики, перерабатывающие то, что дают плантации, — чай, каучук, кокосовое масло.
Поднимать экономику помогают Цейлону дружественные страны. Среди них немалую помощь оказывает Советский Союз: наши инженеры, геологи и гидротехники участвуют в строительстве ряда предприятий на Цейлоне и в раскорчевке джунглей.
Избавленный от колониального гнета народ Цейлона с увлечением и подъемом строит свое хозяйство, свою национальную культуру. Бережно сохранена изумительная пластика древних танцев.
В Канди, старосингальской столице нагорного Цейлона, находится почитаемый буддистами храм Святого Зуба (будто бы зуба Будды!). Неподалеку, в Нерадении, работает университет, а рядом находится богатейший ботанический сад, имеющий мировое значение, — целая энциклопедия тропической и экваториальной флоры.
Столица страны — Коломбо. Этот город — главный промышленный, торгово-финансовый, культурный центр на острове и один из крупнейших портов Индийского океана. Он возник на перекрестке мировых морских путей (из Кейптауна к Сингапуру, от Суэца в Австралию). В этом тонущем в зелени городе более 400 тыс. жителей. Его деловой, совсем европейский центр называется «Фортом» (он вырос на месте крепости).
Коломбо — город с колоритными восточными базарами, с кварталами богатых особняков — бунгало, с линиями скромных рыбацких домиков в пригородах. Улицы Коломбо заполнены красочно одетыми людьми: мужчины — в длинных белых «саронгах», напоминающих юбки, женщины — в изящных кофточках и разноцветных «сари» индийского типа.
В городе еще сохранились рикши, хотя их осталось теперь немного. Рикши перевозят в тележках пассажиров, впрягшись в оглобли. По улицам трусят бычки-зебу, впряженные в телеги. И тут же рядом современная техника — двухэтажные автобусы, троллейбусы, множество автомобилей, неоновые рекламы. Цейлонцы пользуются также железными дорогами, самолетами, распространено у них и радио. В городе кипит оживленная общественная, торговая и культурная жизнь.
Цейлонцы любят свой остров. Сингальское название Цейлона — Ланка — означает «благословенный», «прекрасный». В прошлом это больше относилось к природе острова. Свободный от колониальной зависимости талантливый народ Цейлона прилагает все усилия, чтобы слово «Ланка» по праву относилось и к его общественному устройству, и к хозяйственной жизни его страны.


Цейлон — Ю. К. Ефремов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...